10. Гидромуфта привода вентилятора
10.1. При сборке руководствоваться общими положениями и требованиями
раздела 1 Руководства и, кроме того, следующими требованиями.
10.2. ЯМЗ-240БМ (рис. 10.1),-8421,-8423,-8481,-8482
(рис. 10.3) и модиф. Биение поверхности ведущего вала относительно общей
оси шеек под подшипники не должно быть более: шейки под ведущее колесо
и отверстия под подшипник ведомого вала - 0,02 мм; торцовой поверхности
фланца под ведущее колесо - 0,03 мм на диаметре фланца; поверхности отверстия
под уплотнительные кольца - 0,02 мм.
10.3. КамАЗ-740 и модиф. (рис. 10.5). При базировании ведущего
вала с кожухом в сборе по поверхности шейки под подшипник и упором в торец
заплечика: осевое биение торца разъема кожуха с ведущим колесом не должно
быть более 0,10 мм; радиальное биение поверхности шейки под посадку ведущего
колеса - не более 0,12 мм. Неплоскостность торца разъема кожуха с колесом
допускается не более 0,05 мм на длине окружности.
10.4. ЯМЗ-240БМ,-8421,-8423,-8481,-8482 и модиф. Шероховатость
поверхности торца ведомого вала под уплотнитель - 0,63 мкм, неплоскостность
торца допускается не более 0,02 мм.
10.5. КамАЗ-740 и модиф. Биение поверхности ведомого вала относительно
общей оси шеек под подшипники должно быть не более: шейки под ведомое
колесо - 0,02 мм; торцовой поверхности фланца под колесо - 0,03 мм на
диаметре фланца и упоре в торец вала.
10.6. КамАЗ-740 и модиф. При базировании вала шкива по поверхности
шейки под подшипник и упором в торец заплечика: радиальное биение поверхности
отверстия под подшипник, шеек под манжету и посадку ведущего колеса допускается
не более 0,02 мм; осевое биение торца под колесо на диаметре вала - не
более 0,03 мм.
10.7. ЯМЗ-240БМ,-8421,-8423,-8481,-8482 и модиф. Несоосность отверстий
под подшипники корпуса подшипников допускается не более 0,02 мм. При базировании
корпуса подшипников по поверхностям сопряжения с корпусом-кронштейном
радиальное биение поверхностей отверстий под передний и задний подшипники
не должно превышать соответственно 0,04 и 0,05 мм.
10.8. КамАЗ-740 и модиф. При базировании корпуса подшипников по
поверхностям сопряжения с передней крышкой радиальное биение поверхностей
отверстия под уплотнительные кольца допускается не более 0,03 мм, под
подшипник - не более 0,04 мм.
10.9. Перед посадкой на вал или ступицу ведомые колеса следует
нагреть до 100°С.
10.10. После восстановления ведущее и ведомое колеса подлежат статической
балансировке. Корректировку массы колес следует производить за счет снятия
металла сверлением или фрезерованием с утолщенных и наиболее удаленных
от оси мест А и Б (см. рис. 10.1, 10.3).
Остаточный дисбаланс колес должен быть не более 100 гґмм.
10.11. При сборке замки уплотнительных колес должны быть разведены
в противоположные стороны и предохранять кольца от повреждений.
10.12. Зазор между колесами собранной гидромуфты должен быть в
пределах 1,5 -2,0 мм.
10.13. ЯМЗ-240БМ,-8421,-8423,-8481,-8482 и модиф. Кожух колес гидромуфты
следует завальцовывать на токарном станке роликовым приспособлением, предварительно
нагрев кожух до температуры 180 -250°С. 10.14. В собранной
гидромуфте шкив привода муфты должен вращаться свободно, без заедания,
при неподвижной ступице вентилятора. Ступица вентилятора должна вращаться
свободно без заедания при неподвижном шкиве привода.
10.15. Перед сборкой включателя гидромуфты (рис. 10.2, 10.4, 10.6)
внутреннюю полость и отверстия в корпусе тщательно промыть и продуть сжатым
воздухом. Поверхности отверстия корпуса и золотника следует смазать моторным
маслом. Золотник должен перемещаться в корпусе под действием собственной
массы. Затяжку гайки термосилового датчика производить моментом 20 -23
Н·м (2,0 -2,3 кгс·м).
10.16. ЯМЗ-240БМ,-8421,-8423,-8481,-8482 и модиф. Собранная гидромуфта
должна быть испытана на моторном масле при температуре 80 -90°С и
давлении масла на входе в гидромуфту 0,025 -0,03 МПа (0,25 -0,3 кгс/см2)
и частоте вращения шкива привода гидромуфты: ЯМЗ-240БМ - 2850±50 мин-1,
ЯМЗ-8421,-8423,-8481,-8482 и модиф. - 2600±50 мин-1. При передаваемой
гидромуфтой мощности в пределах 15 -18 л.с. частота вращения ведомого
вала гидромуфты должна быть не менее: для ЯМЗ-240БМ - 2700 мин-1; для
ЯМЗ-8421,-8423,-8481,-8482 и модиф. - 2500 мин-1 при длительности испытания
не менее 10 мин. При этом не допускается течь масла через манжетные уплотнения,
разъемы деталей и нехарактерный шум. Допускается проводить испытание гидромуфты
при частоте вращения ведущего вала, отличной от указанных. При этом величина
скольжения, определяемая в процентах отношением разности частот вращения
ведущего и ведомого валов к частоте вращения ведущего вала, должна быть
не более 5%. Допускается испытание гидромуфты на двигателе при его горячей
обкатке с контролем указанных выше параметров, кроме передаваемой муфтой
мощности.
10.17. ЯМЗ-240БМ. Собранный включатель проверить, погрузив датчик
(на участке Г) на 2 -3 мин. в воду, нагретую до контрольной температуры:
подвести воздух в полость Б (см. рис. 10.2) под давлением 0,15±0,05 МПа
(1,5±0,5 кгс/см2); сообщение полостей Б и В должно начинаться при температуре
83±1°С, а полное сообщение должно происходить при температуре 91±3°С.
Регулировку проводить шайбами (не более 4), устанавливаемыми между корпусом
и термосиловым датчиком. При увеличении числа шайб температура включения
повышается, при уменьшении - понижается.
10.18. ЯМЗ-8421,-8423,-8481,-8482 и модиф. Включатель гидромуфты
(см. рис. 10.4) проверить в трех положениях рычага (метки "П", "О", "А"
на верхнем торце) и подводом масла в отверстие Б под давлением 0,4 -0,5
МПа (4 -5 кгс/см2):
положение "П" - отверстия Б и В сообщены постоянно с максимальным расходом
масла из отверстия В; положение "О" - отверстия Б и В разобщены постоянно,
расход масла из отверстия В отсутствует; положение "А" - начало сообщения
отверстий Б и В (начало истечения масла) должно быть при температуре 74±2°С;
разобщение отверстий Б и В (отсутствие истечения масла) должно быть при
температуре не менее 69°С; полное сообщение отверстий Б и В (максимальный
расход масла) должно быть при температуре 81±2°С. Регулировку температуры
срабатывания включателя - см. п. 10.17.
10.19. КамАЗ-740 и модиф. Включатель гидромуфты (см. рис. 10.6)
проверить в трех положениях рычага (метки "П", "О", "В") и подводом масла
в отверстие Б под давлением 0,7 МПа (7 кгс/см2). Положения "П" и "О" -
см. п. 10.18; положение "В" - начало сообщения отверстий Б и В (начало
истечения масла) должно быть при температуре 80±2°С; разобщение отверстий
Б и В (отсутствие истечения масла) должно быть при температуре 75 -70°С;
полное сообщение отверстий Б и В (максимальный расход масла) должно быть
при температуре 85 -90°С. Регулировку температуры срабатывания включателя
- см. п. 10.17.
10.20. При проверке все соединения включателя должны быть герметичными
во всех положениях рычага, течь и каплеобразование не допускаются.
Рис. 10.1. Гидромуфта привода вентилятора дизеля ЯМЗ-240БМ:
1, 16, 23 - гайки; 2 - ступица вентилятора; 3 - болт; 4 - шкив; 5, 8,
29, 24 - подшипники;
6 - ведущий вал; 7 - распорная втулка; 9 - корпус подшипников; 10 - ведущее
колесо; 11 - ведомое колесо;
12 - корпус-кронштейн; 13 - кожух; 14 - торцовый уплотнитель; 15 - фланец;
17 - ступица ведомого колеса; 28 - ведомый вал; 20 - уплотнительная втулка;
21 - уплотнительные кольца; 22 - ступица шкива;
25, 27 - манжеты; 26 - втулка манжеты.
Содержание
|